Открыть занятие - значит пригласить дорогих гостей. Вы, как хороший хозяин, конечно же, заранее готовитесь к этому событию (разрабатываете конспект, подбираете материал, ищите оборудование…) и хотите, чтобы приглашенным понравился приём (они верно трактовали ваше занятие и по достоинству оценили ваше педагогическое мастерство). Однако как организовать обсуждение занятия таким образом, чтобы оно не ограничилось фразами «Всё было хорошо» или «Как-то не очень, старайтесь лучше»? Ведь в таком случае вопросы «Что было хорошо?», «Почему?», «Как сделать лучше?» остаются невыясненными и теряется сам смысл проведения занятия в публичной форме. На наш взгляд, для анализа занятия удобно использовать критерии оценивания, применяемые в системе инновационной педагогической технологии «Активная оценка». Критерии служат инструментом анализа и оценки деятельности и, в соответствии с рекомендациями SMART-технологии, должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и чётко обозначенными во времени [1, с.51-52].
Открытое занятие – это особая форма учебного процесса, характеризующаяся двуединой целью: дидактической (отражает желаемый результат обучения учащихся) и методической (показывает влияние применяемых Вами приёмов и методов на достижение дидактической цели обучения) [2]. Открытая форма занятия способствует совершенствованию профессионального мастерства педагогического коллектива. Поэтому обязательный этап организации открытого занятия – его обсуждение с проведением само- и взаимооценки, что подразумевает анализ занятия как проводившим его педагогом, так и присутствовавшими на нём коллегами. Для чего необходим анализ? Чтобы подчеркнуть достижения педагога и выявить, какими методами и приёмами он добивается положительных результатов. А также для того, чтобы выяснить, что стало причиной педагогических неудач. Взгляд со стороны позволяет обобщить положительный опыт педагога, сделать его транслируемым, возможным для применения в работе коллегами, и, вместе с тем, помогает определить пути устранения недостатков в образовательном процессе.
Педагогический коллектив государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодёжи г. Жодино» считает проведение и посещение открытых занятий непременным условием повышения эффективности образовательного процесса. В рамках реализации подготовительно-организационного этапа педагогического проекта областного уровня «Создание модели повышения экологической грамотности учащихся» был организован специальный цикл открытых занятий «В гостях у педагога». Изначально такая работа в рамках проектной деятельности не планировалась, однако в процессе мониторинга экологической грамотности учащихся было выявлено, что основной причиной пробелов в экологических знаниях учащихся является низкий уровень мотивации к их приобретению. В связи с этим, было решено провести поиск педагогических приёмов и методов, способствующих пробуждению у детей сознательного желания заниматься экологической деятельностью. Серия открытых занятий была задумана с целью демонстрации, анализа и обобщения опыта педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории.
Для объективного и детального анализа открытого занятия изучались материалы, содержащие методические рекомендации к проведению и оценке открытого занятия. Лучшие, на наш взгляд, рекомендации, мы отыскали в статье Николая Ивановича Запрудского «На вачах ва ўсіх» [3]. В результате, с оглядкой на наш собственный опыт и с ориентацией на цель серии открытых занятий в рамках педагогического проекта, нами были разработаны критерии оценки открытого занятия, по некоторым критериям предложены вопросы для обсуждения.
Критерии оценки |
Вопросы для обсуждения |
Журнал учеты работы объединения по интересам заполнен в соответствии с методическими рекомендациями. |
|
Имеется подробный конспект занятия, включающий пояснительную записку. |
|
Имеются необходимые для занятия материалы и оборудование. |
|
Педагог свободно владеет излагаемым материалом. |
|
Педагог умеет импровизировать, находить выход из нестандартной ситуации. |
|
Цели занятия сформулированы в доступной для детей форме. |
В какой форме сформулированы цели занятия? |
Достижение целей прослеживается на протяжении всего занятия, дети знают и помнят о том, каких результатов они стремятся достичь. |
Каким образом происходит следование целям? |
Усвоение материала происходит с учетом возрастных и личностных особенностей обучающихся. |
Какие приёмы и методы используются для усвоения материала? |
На занятии организована самостоятельная деятельность учащихся. |
Какие технологии используются для организации самостоятельной деятельности учащихся? |
Прослеживается обратная связь педагога и учащихся. |
В какой форме происходит обратная связь педагога и учащихся? |
Присутствует само- и взаимооценка учащихся. |
Каким образом происходит само- и взаимооценка учащихся? |
Педагог ставит перед детьми проблемные вопросы, создаёт проблемные ситуации. |
Приведите примеры. |
Подведены итоги занятия с проверкой усвоения материала обучающимися. |
Как подведены итоги занятия? |
Присутствует система диагностики достижения результата. |
Какая система диагностики результата используется? |
Основная задача анализа открытого занятия в рамках работы над проектом по повышению экологической грамотности учащихся – поиск ответа на ключевой вопрос: «Какими педагогическими средствами можно мотивировать детей соблюдать правила экологически грамотного поведения?».
Для того, чтобы схема занятия была понятной другим педагогам, в том числе и не присутствовавшим на открытом занятии, и пригодной для обобщения и трансляции опыта, необходимо также составить подробный конспект занятия, который включает:
- Титульный лист, в котором отражена информация об учреждении, объединении по интересам, личные данные педагога.
- Пояснительную записку, где должны быть обозначены следующие аспекты:
а) особенности дидактической системы педагога (идеи, ценности, принципы, используемые методики);
б) место занятия в программе объединения (в какой раздел или тематический блок входит, связь с предыдущими и последующими занятиями);
в) возраст и личностные особенности обучающихся (характер, темперамент, уровень мотивации и др.), а также количество детей, для которых проводится занятие, и год их обучения по программе объединения;
г) условия проведения занятия (место и время проведения, необходимое оборудование и др.);
д) последовательность достижения целей (описаны цели педагога и обучающихся и то, каким образом планируется их достичь, как учащиеся проверят, достигли ли они цели, и будет ли проводиться коррекционная работа в случае, если учащиеся не смогли достигнуть цели).
- Основную часть, где отражен ход занятия с описанием всех его этапов (постановка целей, усвоение нового материала, актуализация знаний, рефлексия и др.). Обращаем внимание, что обозначение и последовательность этапов занятия зависят от индивидуального стиля педагога и могут быть различными.
- Список использованных источников, оформленный в соответствии с требованиями государственных стандартов Республики Беларусь. Возможно деление списка на разделы, предназначенные для педагога и для учащихся.
- Приложения (при необходимости). Таблицы, схемы, рисунки, фотографии, электронные носители и другие материалы.
Алгоритм анализа открытого занятия выстроен следующим образом:
- Самоанализ. Педагог перед началом занятия знакомит присутствующих коллег с информацией, отраженной в пояснительной записке к конспекту.
- Наблюдение. Присутствующие педагоги получают бланки с критериями оценивания, внимательно следят за учебным процессом и помечают ответы на предложенные вопросы.
- Самооценка, рефлексия. Сразу по завершению занятия педагог, его проводивший, проводит самостоятельный анализ работы с указанием на положительные и отрицательные моменты, делает предположения о причинах успехов или неудач.
- Взаимооценка. Педагоги-наблюдатели отмечают, что лучше всего удалось педагогу и какие аспекты занятия можно усовершенствовать в соответствии с предлагаемыми критериями оценки. Главным предметом обсуждения является эффективность применяемых на занятии педагогических методов и техник обучения, способных повысить мотивацию к экологическому образованию, т.к. цель анализа – поиск ответа на ключевой вопрос (Какими педагогическими средствами можно мотивировать детей соблюдать правила экологически грамотного поведения?).
- Подведение итогов. В финале обсуждения присутствовавший представитель администрации учреждения (директор или заместитель директора по учебно-воспитательной работе) обязательно благодарит педагога за проделанную работу и дает ему четкие рекомендации по дальнейшему профессиональному самосовершенствованию, а коллегам рекомендует к применению эффективные педагогические приёмы, использованные на занятии.
Для помощи в подготовке к занятию на сайте Центра творчества, туризма и экскурсий детей и молодёжи г. Жодино в тематическом разделе «Педагогам» размещены методические рекомендации и ссылки на полезные первоисточники, создан подраздел «Методическая копилка» . Итогом серии открытых занятий «В гостях у педагога» должны стать методические рекомендации по повышению мотивации учащихся к осуществлению экологической деятельности.
Кивистикова Лина Васильевна, руководитель проекта, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, магистр образования.
Литература
- Запрудскі, М.І. Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі: дапаможнік для настаўнікаў / М. І. Запрудскі, М. В. Кудзейка, Т. П. Мацкевіч і інш.; пад рэд. М. І. Запрудскага. – Мінск, 2014. – 238 с.
- Капустянская, Л.В. Как подготовить и провести открытое занятие: методические рекомендации / Л.В. Капустянская // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/10/29/kak-podgotovit-i-provesti-otkrytoe-zanyatie – Дата доступа: 25.03.2016.
- Запрудскі, М. На вачах ва ўсіх / М. Запрудскі // Насіаўніцкая газета. – 2015. – 14 сак. – С. 14.