ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование у обучающихся основ инженерно-технических компетенций
в процессе реализации программ дополнительного образования»
Сроки реализации: 2018-2021 годы
|
Руководитель педагогического проекта: Гречишко Наталья Викторовна, заведующий филиала «ТехноАрт» ГУДО «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино»
222160, г. Жодино, ул. Советская, 20 телефон: 8(01775)50067 e-mail: cttumzhodino@mail.ru |
Актуальность проекта
В настоящее время одной из ключевых проблем в Республике Беларусь является недостаточная обеспеченность предприятий инженерно-конструкторскими кадрами, обусловленная низкой престижностью и недостаточной популярностью инженерно-технического образования. В данной ситуации особое значение приобретает стимулирование интереса молодежи и детей к научно-техническому творчеству. Педагогический проект направлен на развитие у детей интереса к технике, конструированию, робототехнике, программированию посредством распространения современных практик ориентации молодежи на овладение инженерно-техническими профессиями в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Профориентационная работа в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи может являться эффективным средством формирования у обучающихся осознанного профессионального и образовательного выбора в контексте профессий и специальностей инженерно-технического профиля в соответствие с их индивидуальными особенностями и запросами национальной экономики.
Исходя из приоритета социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы - обеспечение эффективной занятости и развития человеческого потенциала [5, 6, 7] особую актуальность приобретает проектирование профессионально-ориентированной образовательной деятельности с учетом потребностей экономики и поступательного развития ее высокотехнологичных отраслей, относящихся к V и VI технологическим укладам[9]. Достижение обозначенной цели требует существенных преобразований компонентов образовательной среды (структура, содержание, методы, средства, организационные формы) в сфере дополнительного образования детей и молодежи на основе формирования информационно-коммуникационных технологий, робототехники, существенного обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса, совершенствования материально-технической базы, развития кадрового потенциала учреждений образования, осуществляющих профориентационную и образовательную деятельность в контексте формирования инженерно-технической компетентности у обучающихся.
Развитие технического творчества и формирование инженерно-технических компетенций обучающихся дополнительного образования в настоящее время серьезно сдерживается:
недостаточным количеством современных общедоступных дидактико-методических разработок, обеспечивающих реализацию программ дополнительного образования технического и спортивно-технического профиля;
значительным дефицитом квалифицированных педагогов, готовых организовать учебный процесс с использованием современного оборудования и образовательных технологий, популяризирующих инженерные профессии и формирующих инженерно-технические компетенции обучающихся;
недостаточным уровнем или отсутствием в учреждениях образования материально-технической базы для реализации образовательных программ технического и спортивно-технического профиля.
Эффективность реализации проекта предполагается обеспечить реализацией образовательно-методических комплексов программ дополнительного образования технического профиля, содействующих формированию инженерно-технических компетенций, созданием и разработкой дидактических материалов, методических рекомендаций по робототехнике, программированию, столярному и слесарному делу, беспилотным летательным аппаратам, инженерному творчеству (проектирование, моделирование, конструирование, дизайн и т.п.), видео занятий, вебинаров, онлайн-конференций, виртуальных педагогических мастерских, дистанционного повышения квалификации педагогов учреждения. Предусматривается создание web-ресурсов, позволяющих обеспечить информационную поддержку педагогического коллектива по вопросам инновационных разработок и предложений в области учебной мехатроники, электроники, робототехники и других видов технического творчества в соответствующем разделе официального сайта ГУДО «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино», в социальных сетях Одноклассники и Вконтакте, на сетевой платформе Facebook.
Целесообразность реализации проекта диктуется требованиями времени и подтверждается педагогической реальностью.
В филиале «ТехноАрт» Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино» в течение последних лет созданы определенные условия и предпосылки для формирования инженерно-технических компетенций в процессе реализации программ дополнительного образования технического профиля.
В 2017-2018 учебном году начал реализацию городской педагогический проект «Формирование предприимчивости технического мышления на занятиях технического и спортивно-технического направления» (сроки реализации: 2017-2020 годы). В результате его осуществления в течение учебного года уже внедрены в практическое использование образовательно-воспитательные проекты «Вираж-хобби» (по радиоуправляемым моделям), «Юный автомоделист», «Перекресток», «На шхуне «Победа», «Лети, Модель!» (городские соревнования по авиамодельному спорту), «Путешествие на планету «ТехноАрт».
В процессе реализации проектной деятельности педагогические работники филиала овладевают современными инновационными формами, методами и приемами работы, что позволяет целенаправленно более эффективно и качественно использовать полученные знания и умения в образовательно-воспитательном процессе технического и спортивно-технического профиля.
С 2006 года в тесном взаимодействии с учреждениями образования города, отделением государственной автомобильной инспекции Жодинского городского отдела внутренних дел, Жодинским отделом по чрезвычайным ситуациям, Смолевичская объединенная организационная структура «Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь», автошколой «Пилот» в учреждении реализуется модель системной комплексной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечению безопасной жизнедеятельности обучающихся и воспитанников учреждений образования города.
Гипотеза: формирование инженерно-технических компетенций в процессе реализации программ дополнительного образования технического профиля будет успешным:
при трансформации образовательной сети в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи технического профиля;
при наличии современной материально-технической базы и программного обеспечения;
подготовке и активном включении участников образовательного процесса в проектную деятельность;
при разработке программы реализации педагогического проекта «Формирование инженерно-технических компетенций в процессе реализации программ дополнительного образования технического профиля»;
при создании образовательно-методических комплексов для реализации программ дополнительного образования технического профиля, способствующих формированию инженерно-технических компетенций обучающихся.
Цель проекта:
формирование инженерно-технических, исследовательских и изобретательских компетенций обучающихся на занятиях объединений по интересам технической направленности
Задачи:
1.выявить затруднения педагогов в вопросах использования методики, организовать научно-методическое сопровождение проектной деятельности;
2.способствовать активному процессу познания обучающихся в области технического и спортивно-технического творчества;
3.организовать работу по привлечению обучающихся к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности;
4.создать образовательно-методические комплексы для реализации программ объединений по интересам «Робототехника», «Начальное техническое моделирование», «Беспилотные летательные аппараты», «Юный столяр-конструктор», «Мотоциклисты и юные водители мопедов»;
5.установить сетевое взаимодействие педагогов и обучающихся по вопросам формирования и развития инженерно-технических, исследовательских и изобретательских компетенций;
6.содействовать созданию и развитию виртуальной техносферы учреждения образования, необходимой для реализации программ дополнительного образования, направленных на развитие инженерно-технических, исследовательских и изобретательских компетенций у обучающихся и организацию профориентационной работы;
7.организовать профессиональное совершенствование педагогических кадров в реализации образовательных программ, направленных на развитие инженерно-технических, исследовательских и изобретательских компетенций у обучающихся средствами сетевого и дистанционного взаимодействия;
8.оценить эффективность педагогического проекта на основе сопоставления исходных и итоговых результатов по развитию инженерно-технических компетенций;
9.оформить проектный продукт: образовательно-методические комплексы объединений по интересам «Начальное техническое моделирование», «Робототехника», «Беспилотные летательные аппараты», «Юный столяр-конструктор», «Мотоциклисты и юные водители мопедов»;
10.представить опыт работы реализации педагогического проекта педагогам учреждения, г. Жодино, области.
Основная идея проекта
Создание образовательно-методических комплексов для реализации программ объединений по интересам «Робототехника», «Беспилотные летательные аппараты», «Начальное техническое моделирование», «Юный столяр-конструктор», «Мотоциклисты и юные водители мопедов», способствующих формированию инженерно-технических компетенций участников образовательного процесса.
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
Образовательный процесс в Государственном учреждении дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино» филиал «ТехноАрт» осуществляют высококвалифицированные специалисты, из которых высшее образование имеют 8 человек (72,7 %), 3 человека (27,3 %) — среднее специальное образование. Из 11 педагогов дополнительного образования 27,3% имеют первую и вторую квалификационные категории. 54,5% педагогов имеют стаж 10 и более лет.
Деятельность педагогов дополнительного образования характеризуется результативным участием обучающихся и педагогов в конкурсах, выставках инновационного и технического творчества различного уровня (конкурс научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект», конкурс «ТехноЕлка», конкурс по робототехнике «Дорога в будущее», конкурс «JuniorSkillsBelarus», конкурс научно-технического творчества учащихся союзного государства «Таланты XXI века» и др.), проведением мастер-классов, семинаров, проектированием, конструированием и созданием действующей автомототехники с использованием вторичного сырья, стендовых моделей, мебели из дерева, сувенирной продукции из керамики, дерева и других подручных средств.
Состав участников педагогического проекта
на 2018/2019 учебный год
№ п/п |
ФИО, должность |
Деятельность |
1 |
Дроб Валентина Сергеевна, директор Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино» |
Утверждает документацию по проекту, образовательные программы, положения о проведении конкурсов, выставок, семинаров |
2 |
Гречишко Наталья Викторовна, заведующий филиала «ТехноАрт» Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино» |
Руководитель проекта, отвечает за: предоставление отчетной документации, планирование деятельности учреждения в рамках реализации проектной деятельности, подготовку материалов о деятельности учреждения в рамках реализации проекта для СМИ, освещение мероприятий на платформе, сайте, в социальных сетях мероприятий, проводимых в рамках проекта, подготовка и размещение фотоматериалов, проведение защиты проекта |
3 |
Яцко Ирина Дмитриевна, методист |
отвечает за: методическое сопровождение учреждения в рамках реализации педагогического проекта, организацию и проведение семинаров, мастер-классов и т.д., составление отчетов по проведенным мероприятиям, банка данных одаренных, освещение мероприятий на платформе, сайте, в социальных сетях мероприятий, проводимых в рамках проекта, подготовка и размещение фотоматериалов |
4 |
Шемет Ольга Николаевна, педагог-организатор |
отвечает за: проведение с обучающимися объединений и учреждений образования массовых мероприятий, выставок по техническому и спортивно-техническому профилям, проведение анкетирования |
5 |
Педагоги дополнительного образования объединения по интересам «Робототехника», «Начальное техническое моделирование», «Юный столяр-конструктор», «Мотоциклисты и юные водители мопедов» и др. |
отвечают за: разработку образовательных программ, создание образовательно-методического комплекса для реализации программ, организацию и проведение видеозанятий, онлайн-занятий, педагогических мастерских и т.д., участие в организации и проведении выставок, конкурсов технического творчества, исследовательского и инновационного характера, участие в конкурсах методических разработок по техническому и спортивно-техническому профилю и др. |
Состав творческой группы может изменяться и увеличиваться.
К реализации проекта будут привлечены законные представители обучающихся, представители социума и все члены коллектива по мере необходимости.
Материально-техническое обеспечениефилиала «ТехноАрт» Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино» соответствует действующим социальным стандартам и составляет 2 здания: кабинет заведующего филиала, методический кабинет, 5кабинетов для занятий, слесарная мастерская, столярная мастерская (механической и ручной обработки), гаражи-мастерские, площадки для вождения (асфальтированная и неасфальтированная).
Кабинет для изучения правил дорожного движения и проведения занятий по робототехнике: 6 компьютеров, 1 ноутбук, наборы Lego Education Wedo (9580 и 9585) (2016 г.в.),базовые наборыLegoEducation EV3,ресурсные наборы LEGO MINDSTORMS Education EV3 (2017 г.в.).
Слесарная мастерская оборудована слесарными верстаками с тисками, станками (настольный горизонтально-фрезерный станок НГФ110 Ш (1980 г.в.), токарно-винторезный станок ТВ-6 (1986 г.в.), настольный сверлильный станок EUROTEC).
Столярная мастерская механической обработки оборудована станками по обработке дерева: пилой ленточной Корвет-32 (2017 г.в.), фрезерным токарным по дереву и 2 комбинированными. Столярная мастерская ручной обработки оборудована верстаками и ручным инструментом.
Гаражи-мастерские используются для ремонта, хранения имеющейся автомототехники, проведения сборочных работ при создании новой техники. Автопарк филиала «ТехноАрт» включает: мотоциклы, квадроциклы, мотороллер, автомототехнику, изготовленную на занятиях объединений по интересам технического профиля (аэромобиль, мини-трактор, квадроцикл), выносные дорожные знаки, оборудование для отработки практического и фигурного вождения.
Парк компьютерной и офисной техники состоит из 10 РС, принтера и 2 МФУ. 95% РС имеют широкополосный доступ в Интернет. Локальная сеть объединяет PC в филиале. Члены педагогического коллектива и обучающиеся имеют возможность пользоваться ресурсами сети Интернет. Средняя загруженность компьютерной техники составляет в среднем 30 часов в неделю.
Информация о деятельности размещается в средствах массовой информации г. Жодино, на сайте отдела по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета (https://zhodino-edu.belhost.by), сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино» (http://www.turisty.lpy.by), в социальных сетях в группе «ТехноАрт»: Одноклассники, Вконтакте.
Финансово-экономическое обеспечение
Финансирование педагогического проекта будет осуществляться за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Типология проекта:
по количеству участников – коллективный;
по сроку реализации – долгосрочный (три года);
по особенностям похода – системный.
Ожидаемые результаты
Создание образовательно-методических комплексов для реализации программ объединений по интересам технического и спортивно-технического профиля, способствующих формированию инженерно-технических компетенций
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан педагогический проект.
Временем расцвета инженерно-технического образования (математического, естественнонаучного и технического) являются первые десятилетия ХХ века. Именно тогда в СССР сформировалась уникальная модель физико-технического образования (научные школы инженерного образования профессоров различных ВУЗов Иоффе А.Ф. и Тимошенко С.П., Капица П.Л. и Семенова Н.Н., Крылова А.Н. и Алиханова А.И., Чичибабина А.Е. и Бахметьева Б.А.).
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь на современном этапе относится к V (эпоха компьютеров и коммуникаций – научно-техническая революция) и VI (эпоха нанотехнологии) технологическому укладу (Кондратьев Н., Львов Д., Глазьев С.) [9].
Успешность реализации задач инновационного развития Республики Беларусь, достижения конкурентоспособности во всех сферах производства влечет за собой необходимость осмысления новых тенденций в теории и практике трудового и экономического воспитания обучающихся [10].
Сегодня инженерно-техническое образование вновь стало актуальным, так как подготовка к инженерному труду предполагает развитие интеллектуальной и фундаментальной научной подготовки, формирование способности к техно предпринимательству. Современный рынок труда требует наличия у молодежи умения творчески мыслить и генерировать новые идеи, самостоятельно приобретать знания, овладения методологией и способами учебно-познавательной деятельности. Поэтому обучающимся необходимо не только овладеть профессией, пользующейся спросом на региональном рынке труда, но и достигнуть определенного уровня ключевых компетенций, чтобы стать конкурентоспособным и соответствовать требованиям работодателя. Современный инженер-конструктор, инженер-техник должен еще и иметь способность к творческому развитию своей деятельности. Основанное на науке творчество должно опережать практический опыт и техническое воплощение инженерных разработок.
В соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и молодежи на 2016-2020 гг. [6] совершенствование профориентационной работы в учреждениях образования осуществляется через развитие сети объединений по интересам профессиональной направленности, приобщение обучающихся к научной, проектной, исследовательской деятельности в рамках будущей профессии.
Исследованиям в области профессионального образования посвящены работы Гершунского Б.С., Ермоленко, Монахова В.М., Новикова A.M. и др.
Совершенствование системы инженерно-технической подготовки рассматривается Вербицким А.А., Ниловой В.А.
В современных условиях все больше распространяется организация профильного обучения через сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) и представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций) (Кондакова М., Подгорная Е.) [11].
Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта
Критерии |
Показатели |
Способы/ единицы измерения |
Оценка результатов |
Личностное развитие обучающихся |
Положительная динамика повышения у обучающихся интереса к техническому и спортивно-техническому творчеству; повышение степени осознания обучающимися профессионального самоопределения; овладение инженерно-техническими компетенциями; высокая степень сформированности практических навыков в сфере исследования, изобретательства, в процессе выполнения творческих заданий, общения и мышления в сетевой образовательной среде; повышение уровня креативности, способности к саморазвитию в инженерно-технической, изобретательской, рационализаторской области; соблюдение дисциплины, мер безопасности; рост числа обучающихся, охваченных технической и спортивно-технической образовательной деятельностью |
Количество обучающихся, охваченных техническим и спортивно-техническим творчеством, количество участников в различных конкурсах, соревнованиях, мероприятиях; количество нарушений дисциплины, мер безопасности
|
Уровни: низкий: отсутствие желания заниматься в объединениях технического и спортивно-технического профиля, отказ участвовать в конкурсах, соревнованиях, мероприятиях, сокращение количества обучающихся, охваченных проектной деятельностью, рост нарушений дисциплины, мер безопасности;
средний: увеличение количества обучающихся, привлеченных к проектной деятельности на 10%, количество участников в конкурсах, соревнованиях, мероприятиях, сокращение нарушений дисциплины, мер безопасности
высокий: показатели, превышающие средний уровень.
Динамика: продвижение от низкого уровня к среднему, высокому |
Уровень обученности обучающихся |
положительная динамика в освоении образовательных программ (базового уровня); положительная динамика результативности участия в творческих, интеллектуальных конкурсах, выставках, соревнованиях, конференциях и др. мероприятиях |
Выполнение практических заданий по изготовлению изделий (конструированию моделей) не только по готовому образцу, но и по собственному замыслу.
Самостоятельный поиск технической литературы, умение анализировать информацию.
Самостоятельное составление технологической карты.
Самостоятельное программирование моделей.
Самостоятельное обслуживание автомототехники, решение билетов по правилам дорожного движения, выполнение практического вождения |
Уровни: низкий: нет умения самостоятельно планировать свою работу по изготовлению изделия (конструированию модели), при пользовании специальной литературой нет умения предоставлять информацию в графической форме, при программировании моделей отсутствует умение составлять программу, в том числе, по образцу; отсутствует умение обслуживания и управления автомототехникой; отсутствие желания принимать участие в конкурсах, выставках, соревнованиях
средний: умение работать с различными материалами и инструментами, изготовление изделия (конструирование модели) по образцу, совестно с педагогом составляется технологическая карта; умение конструировать и программировать модель по образцу, умение обслуживать и управлять автомототехникой; знание правил дорожного движения; безрезультативное участие в конкурсах, выставках, соревнованиях
высокий: изготовление изделия (конструирование модели) не только по образцу, но и самостоятельному замыслу, самостоятельное программирование моделей, создание собственных проектов, самостоятельный поиск технической литературы, умение анализировать информацию, выполнение скоростного маневрирования, работ по ремонту автомототехники, умение применять полученные знания на практике; результативное участие в конкурсах, соревнованиях, выставках различного уровня, в том числе, и международного
Динамика: продвижение от низкого уровня к среднему, высокому |
Уровень профессионализма педагогических кадров |
повышение компетентности в сфере инженерно-технического направления, исследовательского, изобретательского характера; расширение социально-педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями образования; расширение диапазона образовательных услуг; расширение методов и форм, применяемых в образовательной деятельности; высокая степень сформированности навыков формализации деятельности, общения и мышления в образовательной сети на платформе; повышение уровня креативности, способности к саморазвитию в области инженерно-технических компетенций; соблюдение медиакультурной этики |
Анализ реализации проекта |
Уровень: низкий: результаты реализации проекта на 1 этапе не соответствуют цели;
средний: результаты проекта на 2 этапе не в полной мере соответствуют цели;
высокий: результаты реализации проекта соответствуют цели и подготовлены к распространению
Динамика: продвижение от низкого уровня к среднему, высокому |
Удовлетворённость участников образовательной сети, представителей социума реализуемой проектной деятельностью |
Положительная динамика удовлетворённости обучающихся, их законных представителей, педагогов дополнительного образования, проектной деятельностью, ее результатами и перспективами; активное участие законных представителей в планировании, реализации планов и оценке результатов работы учреждения образования |
Количество обучающихся, педагогов, законных представителей, социальных партнеров, привлеченных к реализации проекта и выполнению творческих заданий при подготовке к мероприятиям проекта |
Уровень: низкий: количество пассивных участников (зрители);
средний: количество обучающихся, педагогов, законных представителей, социальных партнеров, привлеченных к реализации проекта, выполнению творческих заданий при подготовке к конкретным мероприятиям проекта; количество пассивных участников (зрителей)
Высокий: показатели, превышающие средний уровень Динамика: продвижение от низкого уровня к среднему, высокому |
Повышение социального статуса учреждения образования |
Положительная динамика роста охвата обучающихся техническим и спортивно-техническим профилем; увеличение количества публикаций в СМИ, рекламных материалов, педагогических, методических брошюр, проведенных обучающих семинаров, мастер-классов, показательных соревнований, выступлений, выставок и другие мероприятия.; активность посещения платформы образовательной сети
|
Количество обучающихся, количество публикаций в СМИ, рекламных материалов, педагогических, методических брошюр, обучающих семинаров, мастер-классов, показательных соревнований, выступлений, выставок и другие мероприятия; количество посещений платформы образовательной сети |
Уровень: низкий: количество обучающихся сократилось, отсутствуют публикации в СМИ, не разработаны рекламные материалы, педагогические и методические брошюры, обучающие семинары, мастер-классы, показательные выступления, соревнования, выставки не организовывались и не проводились, образовательная платформа не пользуется спросом;
средний: отсутствует рост охвата обучающихся проектной деятельностью, разработаны рекламные материалы, педагогические и методические брошюры, проводились обучающие семинары, мастер-классы, показательные соревнования, выступления, выставки и другие мероприятия; образовательная платформа пользуется спросом;
высокий: показатели, превышающие средний уровень
Динамика: продвижение от низкого уровня к среднему, высокому |
Уровень управления качеством проекта |
Подтверждение эффективности управления проектом |
Анализ эффективности реализации проекта |
Уровень: низкий: эффективность проекта не подтверждена конкретными фактами, не разработан проектный продукт;
средний: эффективность проекта подтверждена конкретными фактами, разработан проектный продукт;
высокий: эффективность проекта подтверждена конкретными фактами, разработан и представлен проектный продукт |
Список использованных источников
- Кодекс Республики Беларусь об образовании – Минск. – 2011
№ 243-З - Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149)
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь № 641 от 23.10.2017 «Об определении порядка утверждения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины»
- Устав Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино»
- Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 года №250);
- Программа непрерывного воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы (постановление Министерства образования Республики Беларусь № 9 от 22 февраля);
- Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»
- Ильин, М. В. Разработка содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода : метод. рекомендации / М. В. Ильин, Э. М. Калицкий. - Минск, 2016.
- http://edu.gov.by/page-14591 .
- http://ptkp.brest.by/innov.html
- http://korshu.ru/proekt-setevogo-vzaimodejstviya-paritetnaya-kooperaciya-v-ramk/
- http://skru/article/«пропедевтика-инженерного-образования»
- http://vnauke.by/schkola/EVOLYuCIYa-TEXNOLOGIChESKIX-UKLADOV
- http://upr.1september.ru/article.php?id=200700206
Программа реализации педагогического проекта
«Формирование инженерно-технических компетенций в процессе реализации программ дополнительного образования технического профиля» (2018-2020)
Этапы и сроки |
Обеспечение реализации проекта |
Содержание работы |
Участники проекта |
Результаты |
Подготовительно-организационный (сентябрь-декабрь 2018) |
Организационно-управленческое обеспечение |
Определение проблемного поля, разработка компетенции проекта, определение целей и задач проекта |
Администрация
|
Разработка и оформление проекта |
Оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для реализации проекта |
Администрация |
Анализ деятельности, диаграммы |
||
Формирование творческой группы, разработка плана действия и механизма реализации проекта |
Администрация
|
Список творческой группы
|
||
Подбор и изучение методической литературы по проблеме проекта, изучение педагогического опыта |
Администрация, творческая группа |
Каталог источников информации, банк педагогического опыта
|
||
Распределение функциональных обязанностей членов творческой группы и разработка мер материального стимулирования |
Администрация
|
Приказ об организации работы по реализации педагогического проекта |
||
Создание благоприятного морально-психологического климата для участников проекта
|
Руководитель проекта, творческая группа |
Диагностика педагогического коллектива на предмет: выявления готовности к реализации проекта; наличия барьеров интерактивной деятельности; уровня креативности, способности к самообразованию в области технического творчества; выявление уровня мотивации субъектов образовательного процесса к формированию инженерно-технических компетенций |
||
Разработка форм мониторинга, отчетности, анализа и оформления полученных результатов, коррекции, возможных рисков и путей их преодоления |
Администрация |
Мониторинг, отчеты, анализ |
||
Разработка документации, регламентирующей деятельность учреждения в рамках реализации педагогического проекта (локальные акты) |
Администрация |
Локальные акты (приказы, положения, рекомендации) |
||
Размещение на сайте учреждения информации по реализуемому проекту |
Творческая группа |
Страница на сайте |
||
Организация информационной кампании с вовлечением и использованием системы менеджмента качества деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи, направленных на различные слои общества (обучающихся, преподавательского состава и преподавателей промышленных предприятий) |
Администрация, творческая группа, педагоги дополнительного образования |
Просветительские и рекламные материалы (листовки, буклеты и т.д.) |
||
Подготовка материалов для СМИ |
Администрация, творческая группа |
Освещение материалов в СМИ |
||
Психолого-педагогическое обеспечение |
Определение основных направлений деятельности педагогов |
Участники проекта |
Темы индивидуальных творческих заданий для педагогов |
|
Диагностика затруднений педагогов-участников творческой группы |
Администрация |
Проведение процедуры диагностики по реализации проекта |
||
Мониторинг изучения интересов и потребностей детей и молодежи, их законных представителей в получении дополнительных образовательных услуг |
Творческая группа |
Диагностика по реализации проекта |
||
Консультирование участников проекта |
Руководитель проекта, авторы, творческая группа |
График консультаций |
||
Обработка результатов диагностики затруднений педагогов |
Администрация |
Выявление проблемного поля в индивидуальной профессиональной деятельности педагогов |
||
Внесение необходимых корректив в содержание проекта на основе выявленных проблем в индивидуальной деятельности педагогов |
Администрация |
Скорректированный план действий на основе выявленных проблем в индивидуальной профессиональной деятельности педагогов |
||
Диагностика познавательных процессов, интересов и склонностей учащихся |
Методист, педагоги дополнительного образования |
Диагностические методики выводы по результатам исследования |
||
Методическое обеспечение |
Разработка программы объединения по интересам «Начальное техническое моделирование», «Робототехника», «Беспилотники», «Юный столяр», «Мотоциклисты и юные водители мопедов», «Юный техник» |
Методисты педагоги дополнительного образования |
Программы объединений по интересам на 2 года обучения: «Начальное техническое моделирование», «Беспилотники», «Робототехника», «Мотоциклисты и юные водители мопедов», «Юный техник» |
|
|
Индивидуальное и групповое консультирование |
Заведующий филиала, методисты |
Повышение уровня педагогической компетентности |
|
Практический (январь 2019-февраль 2021) |
Психолого-педагогическое обеспечение |
Промежуточная диагностика познавательных процессов, интересов и склонностей обучающихся |
Методисты, педагоги дополнительного образования |
Диагностические методики выводы по результатам исследования |
Методическое обеспечение |
Организация образовательного процесса в рамках реализации программ объединения по интересам: «Начальное техническое моделирование», «Беспилотники», «Робототехника», «Юный столяр», «Мотоциклисты и юные водители мопедов», «Юный техник» |
Методист, педагоги дополнительного образования |
Программы объединений по интересам «Начальное техническое моделирование», «Беспилотники», «Робототехника», «Юный столяр», «Мотоциклисты и юные водители мопедов», «Юный техник» |
|
Составление образовательно-методического комплекса объединений по интересам «Начальное техническое моделирование», «Беспилотники», «Робототехника», «Юный столяр», «Мотоциклисты», Юный техник» |
Творческая группа |
Методические продукты: мастер-классы, выставки, открытые занятия, методические пособия |
||
Разработка и реализация проектов, программ по формированию инженерно-технических компетенций |
Методисты, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования |
Методические материалы, необходимые для реализации проектов, программпо формированию инженерно-технических компетенций |
||
Разработка и проведение онлай-занятий, конференций, семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских по теме проекта |
Методисты, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования |
Онлай-занятия, конференции, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские по теме проекта |
||
Организация дистанционного обучения педагогов технического профиля |
Методисты, педагоги дополнительного образования |
Программы вебинаров, открытые занятия, педагогические мастерские, материалы по итогам их проведения |
||
Презентационный период (март-май 2021) |
Методическое обеспечение |
Подведение итогов в соответствии с целью и задачами педагогического проекта |
Администрация, творческая группа |
Итоговый отчет |
Оформление результатов реализации педагогического проекта для предоставления конечного продукта |
Руководитель проекта, творческая группа |
Презентация проекта для публичной защиты, приложения к отчету |
||
Проведение презентаций, конференций, круглых столов, олимпиад, соревнований, конкурсов, выставок, онлайн-занятий |
Руководитель проекта, творческая группа |
Материалы по итогам проведения презентаций, конференций, круглых столов, олимпиад, соревнований, конкурсов, выставок |
||
Описание опыта реализации педагогического проекта |
Руководитель проекта, творческая группа |
Публикация в печатных изданиях, размещение на сайте учреждения, соцгруппах |
||
Создание методических рекомендаций по использованию результатов проекта |
Руководитель проекта, творческая группа |
Методические рекомендации |
||
Психолого-педагогическое обеспечение |
Диагностика познавательных процессов, интересов и склонностей |
Творческая группа |
Таблицы, диаграммы, графики с результатами диагностики. Выводы об эффективности педагогического проекта |
Календарный план реализации педагогического проекта
«Формирование инженерно-технических компетенций в процессе реализации программ дополнительного образования технического профиля»
на 2019/2020 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Форма представления результатов |
1 |
Издание приказа об организации работы по реализации педагогического проекта в 2019/2020 учебном году |
август |
Гречишко Н.В. |
Приказ по учреждению |
2 |
Включение дополнительных материально-технических ресурсов для обеспечения реализации педагогического проекта |
август-май, далее постоянно |
Гречишко Н.В., Ходатович Е.В. |
укрепление материально-технической базы |
3 |
Размещение информации о мероприятиях, реализуемых в рамках педагогического проекта, на сайте учреждения |
сентябрь, далее постоянно |
Шемет О.Н.. |
Информация на сайте учреждения |
4 |
Проведение Дней открытых дверей и Недели учреждений дополнительного образования для обучающихся учреждений образования и их родителей |
август-сентябрь |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги |
Реклама кружков, буклеты, сценарии мероприятий, информация на сайте учреждения образования, соцсетях, СМИ, фотоотчеты, отчеты по итогам проведения |
5 |
Консультацирование педагогов-участников проекта |
сентябрь-май |
Гречишко Н.В., Яцко И.Д. |
Рекомендации |
6 |
Диагностика ключевых компетенций участников педагогического проекта |
октябрь |
Гречишко Н.В., Яцко И.Д., Шемет О.Н. |
Протокол результатов диагностики, фиксация в дневниках педагогического исследования, сравнительная аналитика |
7 |
Диагностика качества знаний обучающихся |
по итогам мероприятия, полугодия, за учебный год, за весь период реализации проекта |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Анализ итогов работы за полугодие, учебный год, информационные справки по итгам проведения конкурсов, соревнований |
8 |
Организовать и провести акцию «Внимание – дети!» |
25.08.-05.09. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения, протоколы |
9 |
Принять участие в областном этапе республиканского конкурса детского творчества «АрхНовация – 2018» |
до 13.09. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения, протоколы |
10 |
Принять участие в IV международном фестивале ученической молодежи «FERREXPO ROBOT FEST 2019» |
25.09. -28.09. г. Горишни Плавни Полтавская область, Украина |
Гречишко Н.В., Герасимович О.Е. |
Приказ, положения, фототчет |
11 |
Организовать и провести городской КВН КЮИД |
28.09.2019, ГУО «Жодинская женская гимназия» |
Гречишко Н.В., Шемет О.Н., Яцко И.Д. |
Приказ, положения, информация по итогам проведения, фототчет |
12 |
Принять участие в областном этапе республиканского конкурса «Патриот.by» |
01.10.-31.10. |
Шемет О.Н., Яцко И.Д. педагоги дополнительного образования |
Приказ, положения, фототчет |
13 |
Организовать и провести городской слет КЮСП |
12.10. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения, протоколы |
14 |
Городская Неделя технического творчества: |
21.10-26.10.
|
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ по конкурсам, положения, информация по итогам проведения |
Организовать и провести областную выставку-конкурс стендового моделирования «ТехноДвижение» |
21.10.-26.10. филиал «ТехноАрт» |
Гречишко Н.В., Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
|
Организовать и провести областной семинар для педагогов спортивно-технического профиля |
22.10. |
Гречишко Н.В., Яцко И.Д., Шемет О.Н., Колчанов А.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, программа, информация по итогам проведения |
|
Организовать и провести областной семинар для педагогов технического профиля |
25.10.-26.10. |
Гречишко Н.В., Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
|
Организовать и провести фотовыставку «У истоков технического творчества» |
21.10.-09.11. |
Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
|
Организовать и провести городской фотоконкурс «Техномодерн» |
21.10.2019 по 03.11.2019 |
Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
|
15 |
Организовать, провести и принять участие в городском этапе республиканского конкурса «ТехноЕлка» |
октябрь |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
16 |
Принять участие в открытых городских соревнованиях по юношескому мотомногоборью в г. Гомель |
октябрь |
Яцко И.Д., Колчанов А.Н. |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
17 |
Организовать и провести открытые городские соревнования по робототехнике «Hello, Robot» |
02.11., филиал «ТехноАрт» |
Гречишко Н.В., Яцко И.Д., Шемет О.Н., Герасимович О.Е. |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
18 |
Организовать и провести Городской турнир по экономике и бизнесу «Бизнес-старт» для учащихся 2 и 3 ступени общего среднего образования (инвестирование) |
05.11. |
Шемет О.Н. |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
19 |
Заседание ГМО педагогов дополнительного образования «Финансовая\ грамотность на занятиях педагога дополнительного образования» |
05.11.
|
Гречишко Н.В, Шемет О.Н., Чернявская Е.В.. |
План проведения, материалы выступлений |
20 |
Организовать и провести Открытый чемпионат города по метательным моделям планеров |
06.11. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
21 |
Организация и проведение открытых соревнований «Вираж-хобби» по радиоуправляемым моделям |
08.11. |
Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
22 |
Организация и проведение городского конкурса на лучшего регулировщика дорожного движения «Перекресток» |
10.11. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
23 |
Принять участие в открытых городских соревнованиях по скоростному маневрированию мотоджимхано |
ноябрь, г. Минск |
Яцко И.Д., Колчанов А.Н. |
Приказ, положение, протоколы участия |
24 |
Участие в Областном конкурсе по робототехнике «Дорога в будущее» |
06.12. |
Гречишко Н.В., Яцко И.Д., Герасимович О.Е. |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
25 |
Организация и проведение городского конкурса детского художественного и технического творчества «Спасатели – глазами детей» |
16.12.–03.02. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
26 |
Организация и проведение городской эстафеты добра и безопасности «Фликер-старт» |
16.12.-04.01. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
27 |
Организация и проведение городского фотоконкурса «Мгновения…» |
16.12.-13.01. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
28 |
Организация и проведение открытой городской выставки «Бумажная Вселенная» |
23.12.-04.01. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
29 |
Организовать и провести Турнир радиоуправляемых автомобилей «Новогодний серпантин» среди обучающихся учреждения |
03.01. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
30 |
Открытые городские соревнования по робототехнике «РобоФест» |
09.01.2020 |
Яцко И.Д., Гречишко Н.В., Герасимович О.Е., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
31 |
Организация и проведение городского конкурса «Дорожные знаки глазами детей» |
11.01. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
32 |
Принять участие в городском чемпионате по зимнему мотокроссу |
январь 2020, г. Минск |
Яцко И.Д., Колчанов А.Н. |
Приказ, положение, протоколы участия |
33 |
Организация и проведение городской олимпиады по правилам дорожного движения |
08.02. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
34 |
Участие в областном этапе республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект» |
февраль |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
35 |
Участие в областном смотре инновационного и технического творчества учащихся и работников учреждений образования |
февраль-март |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
36 |
Организация и проведение городского этапа республиканского творческого проекта для подростков «Безопасный переход-2020» |
29.03-20.04 |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
37 |
Организовать и провести городской конкурс «ТехноКоннект» |
30.03.-11.04. |
Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
38 |
Принять участие в городском чемпионате по фигурному вождению мотоцикла |
март, г. Минск |
Яцко И.Д., Колчанов А.Н. |
Приказ, положение, протоколы участия |
39 |
Организация и проведение городского турнира по экономике и бизнесу «Бизнес-старт» для учащихся 2 и 3 ступени общего среднего образования (криптовалюта) |
01.04. |
Шемет О.Н. |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
40 |
Организовать и провести открытую городскую олимпиаду по робототехнике |
02.04. |
Яцко И.Д., Гречишко Н.В., Герасимович О.Е., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
41 |
Организация и проведение Городского конкурса «На шхуне «Победа» |
03.04. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
42 |
Организация и проведение городского конкурса художественного и технического творчества «Соблюдаем законы дорог» |
13.04-08.05 |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
43 |
Организация и проведение городского слета-конкурса отрядов юных инспекторов дорожного движения |
14.04. |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
44 |
Принять участие в Открытом лично-командном первенстве г. Минска и Минской области по фигурному вождению мотоцикла |
апрель 2020 |
Гречишко Н.В., Колчанов А.Н., Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
45 |
Принять участие в республиканском турнире по юношескому мотомногоборью памяти П.И. Куприянова |
май |
Яцко И.Д., Шемет О.Н., Колчанов А.Н. |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
46 |
Итоговая диагностика |
май
|
Гречишко Н.В., Яцко И.Д., Шемет О.Н. |
Протокол |
47 |
Анализ реализации педагогического проекта |
май |
Гречишко Н.В., Яцко И.Д. |
Сравнительная аналитика, методические материалы |
48 |
Подготовка отчетной документации по реализации проекта |
май |
Гречишко Н.В., педагоги дополнительного образования |
Программа и план реализации педагогического проекта |
49 |
Рассмотрение на педагогическом совете вопроса «О реализации педагогического проекта «Формирование предпримчивости технического мышления на занятиях технического и спортивно-технического направления» |
июнь |
Гречишко Н.В. |
аналитико-диагностические материалы |
50 |
Участие в городских, областных, республиканских конкурсах, направленных на развитие технического мышления |
в течение года |
Гречишко Н.В., Яцко И.Д. |
Приказ, положение, информация по итогам проведения |
51 |
Создание методического комплекса по техническому и спортивно-техническому профилю в рамках реализации педагогического проекта |
в течение года |
Гречишко Н.В., Яцко И.Д. |
положения, сценарные разработки; программы мероприятий, конкурсов, выставок, конференций, семинаров |
52 |
Участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня |
в течение года |
Гречишко Н.В. |
Материалы участника |
53 |
Организация информационной кампании с вовлечением и использованием СМИ |
в течение года |
Гречишко Н.В., Шемет О.Н., Яцко И.Д. |
Печатные материалы в СМИ |
54 |
Подготовка материалов для СМИ по реализации проекта |
в течение года |
Гречишко Н.В., Шемет О.Н., Яцко И.Д. |
Печатные материалы в СМИ |